Меню Напишите Позвоните Сохранить
контакты
Ritm-Z Logo
Связаться с нами
Специально для клиентов Ritm-Z: уникальная акция от нашего партнера Eye-tracker!


Специально для клиентов Ritm-Z: уникальная акция от нашего партнера Eye-tracker!


Компания Ritm-Z объявляет о заключение нового партнерского соглашения. Наш партнер - компания Eye-tracker, которая проводит аудит и оценивает юзабилити интернет-сайтов, используя при этом новейшие решения.  
[spoiler]
По условиям нашей первой совместной акции клиенты компании Ritm-Z могут не только получить скидку в 10% на тестирование удобства использования своего сайта, но и бесплатно протестировать макет исправленного дизайна в течение двух месяцев после заказа. Исследование будет проводиться с использованием уникальной технологии eye-tracking.
Данная технология способна отследить направление, длительность и перемещение взгляда человека с помощью специального прибора – айтрекера. Об этом и о многом другом Вы узнаете из интервью, которое специально для нашего блога дал руководитель проекта Eye-tracker Дмитрий Богданов.



- Дмитрий, как Вы стали заниматься айтрекингом?
- Вообще, по образованию я математик. Долгое время занимался программированием и ничего не знал об айтрекинге. В 2001 году ко мне обратились знакомые, работающие в одной из научных лабораторий Оксфорда, и попросили меня им помочь с разработкой алгоритмов обработки и анализа айтрекинговых данных. Я помог, познакомился с технологией, заинтересовался. Cтал принимать участие в экспериментах, разрабатывать различные методики и не заметил, как втянулся…

 - Что Вас так заинтересовало в этой технологии?  
 - Ну, прежде всего, заинтересовала сама идея того, что можно следить за направлением взгляда. Айтрекер – это всего лишь прибор, но при этом информация, которую он выдает, обладает огромной ценностью. С ее помощью можно обеспечить техническое решение многих вопросов, которые ранее решались только на интуитивном уровне. Почему, например, один рекламный баннер люди замечают и хорошо понимают, а на другой даже не обращают внимания? Можно предложить много версий…
А айтрекинг может оценить и проанализировать восприятие такого щита, а также определить в какой последовательности люди замечают разные элементы, на что не обращают внимания; сколько времени тратится на то, чтобы заметить требуемую информацию и так далее. Аналогичным образом можно проанализировать любой объект, для которого зрительное восприятие играет важную роль, например, витрину супермаркета, интернет-сайт, журнал, интерфейс программы или видеоролик. Очень важно, что такой анализ можно провести еще на этапе разработки дизайна, до того, как будут вложены большие деньги в его реализацию.


- Как работает технология айтрекинга?
 - Когда технология только зародилась, при исследовании визуального восприятия использовались инвазивные айтрекеры. Например, маленькие зеркала или линзы со штырьками, которые крепились к глазам и позволяли отслеживать направление взгляда респондента.
С развитием электроники и компьютеров все стало гораздо удобней. Инфракрасные светодиоды подсвечивают лицо респондента, оставаясь невидимыми для человека.Отражение этой подсветки от роговицы глаза и хрусталика фиксируется миниатюрными видеокамерами и по изменению расположения этих бликов в реальном времени компьютер рассчитывает направление взгляда. Причем все это оборудование вмонтировано в монитор и не вызывает дискомфорта у пользователей компьютеров.

- С какого времени технология айтрекинга стала использоваться в маркетинге?
 -  В маркетинге айтрекинг появился в самом конце 90-х годов прошлого века. До этого его использовали в исследовании скорочтения, в военной технике, в системах наведения, в медицине и науке. А вообще, эта технология появилась во второй половине XIX века. Родоначальником айтрекинга считается французский офтальмолог Луи Эмиль Жаваль.

 - Всегда ли после айтрекинга объект исследования меняется в лучшую сторону?
 - Прежде всего, отмечу, что наша компания занимается исключительно аудитом. Наша основная задача – найти и указать ошибки в интерфейсе сайта. А исправлять эти ошибки будут уже те специалисты, с которыми работает заказчик. Это позволяет нам сохранять объективность и именно поэтому с нами сотрудничают как дизайнеры, которые не бояться объективного контроля своей работы, так и владельцы сайтов, желающие получить независимую оценку. Разумеется, мы можем включить в отчет какие-то свои рекомендации и предложения, но следовать им или нет - решает заказчик.
Само же использование айтрекера позволяет получить дополнительные данные, которые помогают понять причину действий респондента и сделать более точные выводы о качестве исследуемого объекта. Например, при изучении сайта можно зафиксировать, что респонденту для перехода в нужный раздел потребовалось 20 секунд. Айтрекер позволяет увидеть, на что эти 20 секунд были потрачены. Если респондент все это время ищет нужную ему ссылку, значит в дизайне сайта допущена ошибка. Если же он просто отвлекся на какую-то статью или картинку – то все в порядке. Стоит также отметить, что технология айтрекинга позволяет тестировать макеты интерфейсов сайтов, когда они еще на стадии картинок. Это позволяет выявить недочеты на самой ранней стадии. А чем раньше найдена ошибка, чем проще и дешевле ее устранить.

- Можете привести конкретный пример удачного применения айтрекинга в практике Вашей компании?
- Мы далеко не всегда узнаем о результатах – как я уже отмечал выше. Мы выполняем только аудит, а исправляют выявленные ошибки те компании, с которыми сотрудничает владелец сайта. Кроме того, в абсолютном большинстве случаев, мы не имеем права разглашать информацию, полученную в ходе исследований. Ну, из того, что вспоминается сразу, могу привести два примера, которые весьма впечатлили владельцев сайтов.        
На сайте газеты «Аргументы и факты» есть блок с анонсами статей. Во время нашего исследования было хорошо видно, что читают этот блок только постоянные посетители сайта. А новые посетители, еще не знакомые с интерфейсом данного сайта, принимали блок анонсов за рекламу и преимущественно его игнорировали. Небольшое изменение дизайна исправило этот момент. На блок анонсов стали обращать внимание все посетители.
И еще один пример. Во время работы с визуальным интерфейсом UMI.CMS было видно, что посетители, нажав кнопку «добавление новости», долго не могли найти место, куда нужно эту новость вводить. Мы указали на этот недочет разработчикам, которые немного изменили расположение кнопки ввода. И теперь после нажатия этой кнопки взгляд пользователей сразу оказывается на поле ввода.

- В чем уникальность айтрегинга по сравнению с другими методами исследований?
- Уникальность айтрэкинга в том, что он позволяет отследить не только действия пользователя, но и неосознанный процесс получения информации, то есть причину этих действий.
Если мы возьмем традиционную статистику, то она показывает перемещения посетителей по сайту, то есть сумму действий людей, которые пришли на ваш сайт решать самые разные задачи. Причем, так как средняя конверсия колеблется в районе 0.5-2%, то в основном это те люди, которые ничего у вас покупать не собираются и вашими клиентами не являются.
При аудитах с использованием айтрекинга, набирается фокус-группа, которая на вашем сайте выполняет определенные задания, например, совершает покупку. Вы знаете, кто и что делает, и отслеживаете, как именно это происходит, и какие сложности возникают у пользователей. Причем фиксируется весь процесс – что респондент говорит, куда смотрит, как двигает курсор, что он замечает на странице, а что нет; его мимика.

- Значит использование айтрекинга оправданно на сто процентов?
- Использование айтрекинга также оправдано, как и выплата за страховку. Если несчастный случай не произошел, то Вы выбросили деньги на ветер. А если произошел – то все окупилось. Это можно применить и к нашим аудитам. Если окажется, что у Вас на сайте нет никаких проблем, то пользы от исследования не будет. Проблемы есть? Тогда айтрекинг будет выгоден.  

- Насколько эта технология сегодня популярна?  
- В Европе айтрекинг используется достаточно широко, а его полезность сомнений ни у кого не вызывает. В нашей стране эта технология применяется пока не так активно. Но положительная тенденция все-таки присутствует.

 - Что ждет айтрекинг в будущем?
 - С развитием электроники и появлением «бытовых» моделей айтрекеров спектр применений айтрекинга станет значительно шире. Простые модели будут встраиваться в бытовую технику. Таким образом, включение и выключение экрана ноутбука или электронной книги будет зависеть от взгляда человека. В Финляндии, например, уже сейчас разрабатывают управляемые взглядом компьютерные программы для людей с ограниченными возможностями. Наверняка найдется и множество других применений – в играх, в контроле внимания водителя автомобиля, в каких-то других областях… Поживем – увидим!